• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:01 

28.08.2008 в 17:47
Пишет Artemiz:

О "Войне и мире" Л.Н. Толстого с военно-исторической точки зрения
Ну да, в любой войне есть, прошу прощения, кровище, дерьмище и бардак. Но в разных войнах параметр условно N=блеск/дерьмо существенно отличается. Зависит это от состава армий, вооружения, философии времени, ситуации в стране, боевого духа, командования... - в общем, огромного числа причин.

Например, к середине XIX века массовое внедрение нарезных ружей и дальнобойной артиллерии повысили эффективность огня, но методология и психология войны еще не успела угнаться за техническими новшествами, потому в Крымской войне 1853-1856 гг. недалекие командиры обеих сторон пытаются воевать «по-старинке» в лоб и в полный рост, не «унижаясь» до окопной войны. Получается шокирующая бойня.
К тому же в это время русская армия отстает от противника технически (тех же нарезных ружей у англичан в 20 раз больше) и не блещет за некоторыми славными исключениями толковым командованием. Это к тем временам относится французская шутка о том, что у русского солдата голова льва, у русского офицера голова барана, а у русского генерала вообще нет головы. Не многим лучше англичане, которые к тому времени все еще продают патенты за деньги - количество ослов в их офицерском корпусе просто зашкаливает, так что английским солдатам тоже приходится частенько быть самим себе генералами. Это если повезет - т.е. позволят. Немного лучше дела у французов, но общей картины в глазах русского современника это не меняет. Война выходит страшной и бестолковой для всех сторон.
Кроме того в XIX веке в Европе поднимают голову новые философские течения. Теперь люди начинают думать, что прогресс не ведет к всеобщему процветанию, а главное в жизни не величие, а счастье. Соответственно, а не шли бы вы все лесом, господа Герои? - устали мы от вас и вообще гуманизм у нас тут...

Ни на что не похоже?

Как известно, военный опыт Л.Н. Толстого приобретен именно в эту войну. А описывать в "Войне и мире" он взялся наполеоновские войны, которые, вообще говоря, отличаются от Крымской войны, как день и ночь. Заодно облил грязью, как Наполеона, так и Кутузова, уверяя, что первый был псих, а второй не командир, а проводник воли низших чинов.



читать дальше

URL записи

@темы: цитаты, на думку пробило, книги

09:19 

Об этике дискуссий

В назидание тем, кто в курсе;)

Пишет Atandakil:
08.08.2015 в 09:59


Ну, как вариант, выскажу свое мнение.
Представим себе, что в моем или в Вашем дневнике возникла дискуссия по какому-нибудь интересующему участников (это обстоятельство подчеркнем особо!) вопросу, к примеру: наличие и величина массы покоя у разных поколений нейтрино; достоинства и недостатки проекта линкоров типа "Айова"; границы применения иерархической модели формирования галактик; достоверность изложения исторических событий в произведениях писателя Н.Л.Худого либо же особенности кормления морских свинок в летний период.
Участники дискуссии, как сказано выше, общаются с заинтересованностью в результате (получить основу для размышлений о массе нейтрино, узнать мнение других умных людей об упомянутых линкорах и влиянии их особенностей на историю, найти истину в вопросе формирования галактик, более объективно оценить писателя или улучшить жизнь своим свинкам). В связи с этим, они:
- внимательно и вдумчиво выслушивают мнения и анализируют суждения коллег по дискуссии;
- высказывают собственные суждения и оспаривают чужие аргументированно, доказательно и со знанием предмета (ни в коем случае не пытаясь рассуждать о нейтрино, не зная их отличий от нейтрона, а о галактиках - путая их с кометами);
- не переходят на личность собеседника, не берутся оценивать ни его, ни обстоятельства его жизни, ни перспективы дальнейшего существования. Во-первых, они - люди воспитанные и приличные, во-вторых, подобное поведение не помогает (и даже мешает) познанию тайн нейтрино, линкоров, образования галактик и кормления свинок. Соответственно, так себя вести люди, желающие достигнуть интересующего их результата дискуссии, не будут.
При этом, разумеется, следует понимать, что в ряде случаев дискуссия происходит в гостях у хозяина дневника и, соответственно, бывают ситуации, когда гостям следует соблюдать вежливость, такт и понимание. Хозяин дневника может получить всю полезную для него информацию и не быть заинтересованным в дальнейшей дискуссии (ибо узнал все, что хотел). Тогда дискуссия по его намеку или явно высказанному пожеланию должна прекращаться, либо (если она интересна некоторым гостям) продолжаться в ином месте.
Простое несоблюдение этого правила - бестактность.

Но если эти правила не соблюдаются не просто, а очень энергично, и некий участник дискуссии:
- открыто игнорирует намёки, прямые указания хозяина дневника, а особенно - чужие мнения и аргументы;
- высказывает явно провокационные либо открыто противоречащие ранее высказанным мнения, не аргументируя их (или аргументируя весьма слабо) или, демонстрируя слабое знакомство с предметом, продолжает тем не менее назойливо противоречить более компетентным участникам разговора;
- в уничижительном тоне начинает отзываться о мнениях участниках разговора, не доказывая своих оценок или приводя явно бессмысленные и беспомощные аргументы;
- оскорбляет участников разговора;
- не изменяет своего поведения после замечаний -
всё это означает, что он преследует целью вовсе не познание истин о линкорах, галактиках либо свинках, а организацию обыкновенной провокации и агрессию против участников разговора. То, что и называется троллингом.

URL комментария

@темы: цитаты

03:05 

Внукова Лилия Владимировна:
"Blackmore`s Night" -- путешествие в Средневековье (переводы и комментарии)

См.: samlib.ru/w/wnukowa_l_w/perewodyblackmoresnight...

@темы: книги

02:44 

Безразличие к реальности. Все националисты умеют не видеть сходства между аналогичными фактами. Британский тори будет защищать идею самоопределения в Европе и одновременно выступать против нее в Индии, совершенно не чувствуя своей непоследовательности. Любое действие будет расцениваться им как хорошее или плохое не по действительному достоинству, а в зависимости от того, кто его осуществляет. Практически нет таких нарушений законности — пыток, использования заложников, принудительного труда, массовых депортаций, тюремного заключения без суда, подлогов, убийств, бомбардировок гражданских объектов, — которые не меняют своей моральной окраски, если их совершает «наша» сторона. Либеральная «Ньюс кроникл» опубликовала как пример дичайшего варварства фотографию русских, повешенных немцами, а затем, год или два спустя, с чувством теплой симпатии поместила на своих страницах почти такие же снимки немцев, повешенных русскими*. То же самое происходит и с историческими событиями. История в значительной степени рассматривается в националистических категориях, и такие явления, как инквизиция, пытки Звездной палаты, подвиги английских пиратов (сэр Фрэнсис Дрейк, например, который любил сдирать кожу с живых испанских пленников), Царство террора, «герои» подавления восстания сипаев, которые расстреляли сотни индусов, привязав их к жерлам пушек, или солдаты Кромвеля, которые полосовали лица ирландок лезвиями бритв, часто становятся в моральном отношении событиями нейтральными, а иногда и доблестными, когда считается, что делается это во имя «правого» дела. Если оглянуться на последние двадцать пять лет, то с трудом найдешь хотя бы год, когда не сообщалось бы о тех или иных зверствах в какой-либо стране. И все же ни в одно из преступлений — в Испании, России, Китае, Венгрии, Мексике, Амритсаре, Смирне — английская интеллигенция в целом не верила и ни одно из них не осуждала. Были ли эти действия достойны осуждения и даже происходили ли они вообще — всё это решалось в зависимости от политических склонностей.

(с) Дж.Оруэлл "Заметки о национализме" (1945)
George Orwell: ‘Notes on Nationalism’
Первая публикация: Polemic. — ВБ, Лондон. — май 1945 г.
Повторно опубликовано:
— ‘England Your England and Other Essays’. — 1953.
Перевод с английского:
© 1988 Мисюченко Владимир Фёдорович и Недошивин Вячеслав Михайлович

См.: www.orwell.ru/library/essays/nationalism/russia...

*«Ньюс кроникл» советовала своим читателям посмотреть документальный фильм, в котором казнь крупными планами демонстрировалась на экране. «Стар» с видимым удовлетворением опубликовала фотографии почти обнаженных женщин-коллаборационисток, избиваемых парижской толпой. Эти фотографии очень напоминали нацистские фотографии евреев, которых избивает берлинская толпа.

@темы: цитаты

21:11 

«— Без боли и страданий? А это точно исторично?»

(с) Всякие вопросы Достику задают:D

@темы: цитаты, дневник наблюдений, ИРиРИ

19:47 

Англичане не только равнодушны к тонкостям различных вероучений, но и отличаются значительным политическим невежеством. Лишь сейчас они начинают осваивать политическую терминологию, уже давно привычную в странах континентальной Европы. Предложив группе людей, наугад отобранных из любых слоёв общества, дать определение капитализму, социализму, коммунизму, анархизму, троцкизму, фашизму, вы получите весьма туманные, а иногда и поразительно глупые ответы.
Но англичане проявляют столь же явное невежество и относительно своей собственной политической системы. На протяжении последних лет в силу различных причин наблюдался всплеск политической активности, но в рамках периода более длительного интерес к политике партий угасал. Очень многие взрослые англичане никогда в жизни не утруждали себя участием в выборах. Жители больших городов зачастую не знают ни названия своего избирательного округа, ни имени депутата парламента от него. На протяжении военных лет невозможность обновить избирательные списки лишает права голоса молодежь (а было время, когда права голоса не имел никто до двадцати одного года), нисколько, как кажется, этим не обеспокоенную. Не вызывает особого протеста и неестественная избирательная система, как правило, обеспечивающая победу консервативной партии. Интерес вызывают не столько партии, сколько взгляды и личности (Чемберлен, Черчилль, Криппс, Беверидж, Бевин). Ощущение, будто парламент действительно контролирует ход событий, а приход к власти нового правительства сулит сенсационные перемены, постепенно ослабевало со времени прихода к власти первого лейбористского правительства в 1923 году.


(с) Дж.Оруэлл "Политические воззрения англичан" (1944)
См.: www.orwell.ru/library/essays/English_People/rus...

@темы: Оруэлл, цитаты

19:45 

Оруэлл, конечно, анархист, левак и всё такое прочее, но англо-американские противоречия для него явно были "ближе к телу", чем англо-советские.:D

Не далее как осенью 1945 года опрос Гэллопа среди американских солдат в Германии показал, что 51 % «считает, что до 1939 года Гитлер сделал много хорошего». И это — после пяти лет антигитлеровской пропаганды. Перевес в пользу Германии не слишком большой, но трудно поверить, что пропорция симпатизирующих Британии в американской армии хотя бы приблизилось к 51 проценту.

(с) Джордж Оруэлл "Джеймс Бёрнем и революция менеджеров" (1946)
См.: www.orwell.ru/library/reviews/burnham/russian/r...

@темы: цитаты, Оруэлл

02:26 

А глатт азой

13:47 

Это что, фейк?

Анастасия НОВИКОВА (13:06)
В Швеции неизвестный мужчина с мечом ворвался в школу и изрубил учеников
Фото: REUTERS
В Швеции неизвестный мужчина с мечом ворвался в школу и изрубил учеников.
По последним данным, пять человек погибли, еще несколько ранены.
В четверг, 22 октября, на западе Швеции вооруженный мечом неизвестный мужчина в маске ворвался в местную школу и убил несколько человек. Преступника расстреляли полицейские, однако он успел изрубить своим оружием учеников.
- Сейчас у нас нет ответа, какую цель преступник преследовал. По последним данным, пять человек погибли, еще несколько ранены, - сообщил глава региональной полиции Стефан Густафссон Reuters.
В настоящее время на месте происшествия находятся кареты скорой помощи, школа оцеплена.
«Комсомолка» следит за развитием событий.


См.: ria.ru/world/20151022/1306237842.html
www.kp.ru/online/news/2199558/#close

@темы: дневник наблюдений, цитаты

16:52 

Его [антисемита] интеллектуальная активность не выходит за рамки интерпретаций; он ищет в исторических событиях признаки проявления некой злой силы, — отсюда эти по-детски усложненные выдумки, родственные бреду тяжелых параноиков.

Жан-Поль Сартр. «Размышления о еврейском вопросе».
11-го числа 11-го месяца [1918 года] в 11 часов 11 минут. Случайно это произойти не могло. Кто и зачем так организовал временные рамки формальной регистрации немецкого поражения, до сих пор остается загадкой.

Николай Стариков. «Сталин. Вспоминаем вместе»


Роман Водченко
Мещанин во писательстве (о сочинениях Н. Старикова)

См.:scepsis.net/library/print/id_3528.html

@темы: цитаты

16:44 

Вовремя свалить со сцены - это тоже искусство:)

Трудно вспомнить политика, который дожил бы до восьмидесяти и все еще считался удачливым. Когда мы говорим о «великом» государственном деятеле, мы обычно имеем в виду человека, умершего прежде, чем его политика успела принести свои плоды. Если бы Кромвель прожил еще несколько лет, то, вероятно, лишился бы власти, и теперь мы считали бы его неудачником. Если бы Петэн умер в 1930 году, Франция почитала бы его как героя и патриота. Наполеон однажды заметил, что если бы при въезде в Москву был убит пушечным ядром, то остался бы величайшим человеком в истории.

(с) Джордж Оруэлл "Джеймс Бёрнем и революция менеджеров" (1946)
См.: www.orwell.ru/library/reviews/burnham/russian/r...

@темы: цитаты, на думку пробило, Оруэлл

15:42 

02:34 

Ксантиппа - имя нарицательное:)

Марк Твен так и не написал книг, которые должен был бы написать, и вину за это принято возлагать на его жену. Известно, что она изрядно тиранила мужа. Твен имел обыкновение каждое утро показывать жене то, что он написал накануне, а миссис Клеменс (настоящее имя Марка Твена — Сэмюел Клеменс), вооружившись синим карандашом, начинала вычеркивать все, что казалось ей неприличным. Судя по всему, она была строгим цензором даже по меркам прошлого века. В своей книге «Мой Марк Твен» Уильям Д. Хоуэллс рассказывает, какой поднялся переполох, когда в тексте «Приключений Гекльберри Финна» обнаружилось ужасное выражение. Твен воззвал к Хоуэлсу, и тот признал, что «Гек выразился бы именно так», но одновременно согласился с миссис Клеменс, что печатать это вряд ли нужно. «Чёрт побери» — вот это ужасное выражение.

(с) Дж.Оруэлл "Присяжный забавник" (1943)
См.: www.orwell.ru/library/reviews/twain/russian/r_t...

@темы: Марк Твен, Оруэлл, книги, цитаты

22:15 

Автобиографическое

«Автобиографии можно верить лишь тогда, когда она обнаруживает что-либо постыдное. Человек, изображающий себя положительным, возможно, лжёт, ибо, если смотреть на любую жизнь изнутри, она предстанет просто как сплошная череда поражений.»

(с) Джордж Оруэлл "Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали" (1944)
См.: www.orwell.ru/library/reviews/dali/russian/r_da...

@темы: цитаты, на думку пробило, Оруэлл

16:34 

«За последние полсотни лет произошла огромная перемена в отношениях между врачом и пациентом. Обратившись почти к любому литературному источнику до конца XIX века, вы обнаружите, что больница в них становится в один ряд с тюрьмой, причем, не просто тюрьмой, а стародавней подземной темницей. Больница — прибежище мерзости, пыток и смерти, нечто вроде могильной прихожей или кладбищенских сеней. Никому, если он мало-мальски не бедняк, и в голову не придет отправиться лечиться в такое место. Простые люди на врачевание всегда смотрели с ужасом и трепетом, особенно в начале прошлого века, когда медицинская наука, ничуть не став успешнее, почувствовала себя самоувереннее, чем прежде.

читать дальше

(с) Джордж Оруэлл "Как умирают бедняки" (1946 г.)
См.: www.orwell.ru/library/articles/Poor_Die/russian...

@темы: Оруэлл, медицина, цитаты

19:53 

Дж.Оруэлл про Е.И.Замятина

Всегда было интересно - а пересекались ли как-то (и вообще знали ли друг о друге) авторы двух самых, пожалуй, известных антиутопий ХХ века. Оказалось, да.
И второй вопрос - вся позднесоветская и постсоветская школьная литература (а равно оппозиционная общественная мысль) преподносит обе эти антиутопии как целенаправленно написанную антисоветскую сатиру. Оба автора - гораздо шире и глубже...

Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал ещё при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. Я не читал других его книг, но знаю от Глеба Струве, что он прожил несколько лет в Англии и создал острые сатиры на английскую жизнь. Роман «Мы» явно свидетельствует, что автор определенно тяготел к примитивизму. Арестованный царским правительством в 1906 году, он и в 1922-м, при большевиках, оказался в том же тюремном коридоре той же тюрьмы, поэтому у него не было оснований восхищаться современными ему политическими режимами, но его книга не просто результат озлобления. Это исследование сущности Машины — джинна, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад. Такая книга будет достойна внимания, когда появится её английское издание.

(с) Дж.Оруэлл "Рецензия на «МЫ» Е. И. Замятина" (1946)
См.: www.orwell.ru/library/reviews/zamyatin/russian/...

@темы: утопии и антиутопии, на думку пробило, книги, Оруэлл, цитаты

19:09 

О Ганди

читать дальше

В отличие от многих западных пацифистов он не боялся щекотливых вопросов. Во время 2-й мировой войны к числу таких вопросов относился следующий: «Как быть с евреями? Если вы против их уничтожения, то как их спасти, не прибегая к военному вмешательству?» Я не припомню ни одного честного ответа, хотя слышал немало увёрток вроде: «Как будто дело в одних евреях!» Как свидетельствует Луис Фишер в книге «Ганди и Сталин», в 1938 году об этом спросили и Ганди, и он ответил, что немецким евреям следует совершить коллективное самоубийство и тем самым «вызвать возмущение всего мира и немецкого народа бесчеловечностью гитлеровского режима». После войны он не отказался от этой точки зрения: евреи всё равно погибли, а могли бы умереть осмысленно. Подобные высказывания немало озадачили даже столь горячего поклонника Ганди, как Фишер. Но Ганди был просто до конца честным. Если у тебя не хватает решимости самому лишить себя жизни, будь готов к тому, что её могут отнять другие. В 1942 году, призывая к ненасильственному сопротивлению японским захватчикам, Ганди знал, что Индии это может стоить несколько миллионов жизней.

(с)Джордж Оруэлл "Размышления о Ганди" (1949)
См.: www.orwell.ru/library/reviews/gandhi/russian/r_...

@темы: цитаты, на думку пробило, Оруэлл

18:29 

Желание обуздать других

Оруэлл начинает с разбора критики Шекспира Толстым, но суждение о насилии и насильственности здесь более общего характера. В самом деле, бывает ведь и "этическое" насилие, и это еще как посмотреть, что тяжелее - когда тебе просто и откровенно заряжают в лоб, или когда гуманно, без применения тяжёлых предметов, сверлят мозг - для твоего же блага, которого ты просто сам еще не понимаешь. Но это не беда, тебе всё сейчас объяснят.:)

Лев Толстой не был обыкновенным лицемером, как утверждают некоторые, и, возможно, заставил бы себя пойти на еще большие жертвы, если бы на каждом шагу в его жизнь не вмешивались окружающие, особенно жена. С другой стороны, в суждениях о людях, подобных Толстому, опасно основываться на мнении их учеников. Всегда существует возможность или, скорее, вероятность, что один вид эгоизма подменяется у этих людей другим. Толстой отрёкся от богатства, славы и привилегий, отказался от насилия в любых его видах и, поступая так, готов был страдать, но довольно трудно поверить, что он отказался и от идеи обуздания или, по меньшей мере, желания обуздать других. Есть семьи, где отец скажет ребёнку: «Ещё раз так сделаешь — уши надеру», мать же, с глазами полными слёз, возьмёт ребенка на руки и нежно залепечет: «Ну как ты мог, мой родной, сделать такое, не подумав о своей мамочке?» Кто докажет, что во втором случае тиранства меньше, чем в первом?

Принципиальное различие состоит не между существованием и отсутствием насилия, а между существованием и отсутствием желания властвовать. Некоторые убеждены в порочности институтов армии и полиции, но в то же время одержимы нетерпимостью и инквизиторским духом гораздо в большей степени, чем обычные люди, полагающие, что бывают случаи, когда насилие необходимо. Те, кто отвергают насилие, не скажут: «Делайте так, так и так, иначе попадёте в тюрьму», а постараются добраться до вашего сознания и станут диктовать вам ваши мысли в мельчайших подробностях. Течения, подобные пацифизму и анархизму, на первый взгляд предполагающие полный отказ от власти, в значительной степени способствуют формированию привычки навязывать другим свои взгляды. Ведь если вы сторонник течения, лишённого, как вам кажется, обычной грязи, свойственной политике, течения, от которого вы не ждёте для себя никаких материальных выгод, то разве это не означает, что в своих убеждениях вы, безусловно, правы? И чем больше вы осознаёте свою правоту, тем очевиднее, что остальных следует заставить думать точно так же.


(с) Дж.Оруэлл "Лир, Толстой и шут" (1947)
См.: www.orwell.ru/library/essays/lear/russian/r_ltf

@темы: на думку пробило, Оруэлл, цитаты

18:19 

"Школьные годы чудесные" (Оруэлл о школе св.Киприана)

Джордж Оруэлл: О радости детства... (Such, Such Were The Joys) (1939-1948 гг.)
См.: www.orwell.ru/library/essays/joys/russian/r_joy...

Наткнулся на прелюбопытное и скандальное эссе Джорджа Оруэлла - воспоминания о его учёбе в школе Св.Киприана (окончил в 1916 г.). Тёмное это дело - воспоминания о детстве, тем более что пишутся они, как правило, спустя десятки лет после описываемых событий; да и чего там было больше - приятного или не очень - с такой дистанции не оценить. Но кое-какие упоминания и детали всё-таки обращают на себя внимание.

Вот, например:

читать дальше

Телесные наказания в британской школе 1910-х гг. - не новость и не сенсация; они и отменены-то не так давно, и Стивен Фрай в своих публикациях 1990-х гг. пишет об этом как о еще недавнем прошлом. Сломали об восьмилетнего мемуариста наездничий кнут или не сломали - тоже, строго говоря, неважно. Но вот "шестой класс"...

Примечание переводчика (Илья Винарский):
Оруэлл написал это эссе после публикации в 1938 году автобиографической повести «Враги обещаний» своего одноклассника по школе Св. Киприана и Итону и многолетнего друга, писателя и литературного критика Сирила Коннолли. Повесть Коннолли также критично описывает школу Св. Киприана, хотя далеко не так отрицательно, как эссе Оруэлла. Тем не менее, Сисели Уилкес («Флип») написала Коннолли письмо, утверждая, что он был несправедлив к ней и к её мужу. К 1960-м годам сам Коннолли признал свою неправоту, и публично раскаялся в том, что он, в частности, «принимал энтузиазм за финансовые мотивы», а после публикации эссе Оруэлла встал на защиту Уилкесов. Современные биографы Оруэлла указывают на других бывших одноклассников писателя, которые вспоминали свои школьные годы совсем в ином ключе, а также на его детские письма домой, и полагают, что описание школы Оруэллом не соответствует действительности, и что ему там было гораздо лучше, чем он это признавал. Учитель Оруэлла и Коннолли в Итоне, впоследствие кембриджский дон А. С. Ф. Гоу, хорошо знавший школу Св. Киприана, утверждал в письме в газету «Санди Таймс» в 1967 году, что описание Оруэллом школы в этом эссе несправедливо, и её ужасы сильно преувеличены, и что Оруэлл написал неправду с подачи Коннолли; Гоу также пытался убедить вдову Оруэлла не публиковать это эссе. Эссе было впервые опубликовано (с изменённым названием школы, именем директора и его жены и других, а также без указания географического местоположения школы) в американском журнале «Партизан ревью» в 1952 году, после смерти Оруэлла. В Великобритании оно было впервые опубликовано в 1968 году в полном собрании эссе, журналистики и писем Оруэлла, после смерти Вогана и Сисели Уилкесов, согласно пожеланиям Оруэлла.

@темы: дневник наблюдений, Оруэлл, цитаты

Госпиталь кающейся Магдалины:)

главная