• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: авиация (список заголовков)
13:08 

"Летающий слон"

Борис Акунин
"Смерть на брудершафт. Летающий слон".


(Ну, это уже просто под руку попалось, не любитель.)

Неплохой стиль и привлекательная стилизация под эпоху. На роман это вряд ли тянет - от силы повесть с простеньким сюжетом и без особых тонкостей. Но всё-таки это, хоть и отчасти, про "летунов" и авиацию - за что спасибо автору.:)

"Если же небо было чистым, будить людей необходимости не возникало. Аэропланы начинали готовить к работе ещё затемно, потому что с первым же светом на поле собирались нетерпеливые лётчики, похожие на алкоголиков, которым невтерпёж опохмелиться. Они, в общем-то, и были пьяницами, эти люди, обпившиеся небом и уже не способные без него жить.":)

Наблюдательно и с симпатией написано - про молодого Игоря Сикорского, его творение и экипажи. Правда, испытательный полёт и смотр "Ильи Муромца" имели место в 1914 г., ещё до войны, и в 1915 г. (время действия повести) на фронте работала уже эскадра "Муромцев". Тут г-н Акунин несколько упрощает.:)

@темы: книги, авиация

13:11 

Ганс-Ульрих Рудель
"Пилот "Штуки". Мемуары аса люфтваффе. 1939-1945"


Вторая мировая война в воздухе над Восточным фронтом - глазами лётчика с той стороны. Рудель, пилот Ju.87, более двух тысяч боевых вылетов, специалист по борьбе с танками, действительно личность в люфтваффе легендарная. К счастью, вовсе не непобедимая - сбивали его более тридцати раз, кстати, те самые советские зенитчики и истребители, к которым он с таким презрением относится.
Интересно увидеть взгляд врага. А это действительно враг, матёрый, воевавший до конца войны против нас. Ни советских солдат, ни мирных жителей на Восточном фронте этот герой-ариец, судя по его запискам, искренне за людей не считает. Последние несколько месяцев Рудель летал с одной ногой, на протезе, как Маресьев. Узнав о капитуляции Германии, перелетел со своим полком к американцам, где имел нахальство заявить, что, поскольку не был побеждён в воздухе, то пленным себя не считает. После войны, как большой специалист, организовывал военную авиацию ФРГ. Хотя вот как человек, судя по стилю и по тексту..Волевой, смелый и знающий, но до чего хвастлив, самодоволен и самоуверен..
Тем не менее и у его текста есть чему поучиться. "Побеждён лишь тот, кто признал себя побеждённым"!

@темы: авиация, книги

13:15 

Разбирая результаты очередного набега на развалы;)

Гюнтер Бломертц
"Откровения пилота люфтваффе. Немецкая эскадрилья на Западном фронте. 1939-1945"


Вчера купил, читаю вот. Взгляд лётчика с другой стороны, и даже что-то человеческое в нём иногда проглядывает.
Довольно дельные примечания и предисловие переводчика. Ещё такое ощущение, что то ли "Центрполиграф" переводил книжку с английского перевода, то ли сам Бломертц изначально писал для англоязычной публики. То и дело "ярды", "футы" мелькают вместо немецкой метрической системы, откровенно на англосакса рассчитанные пассажи о рыцарственности воинов королевских ВВС (и обоюдной рыцарственности от воинов люфтваффе), эпизоды про любовь с прелестными француженками, про детишек, про страдающих от войны жителей, про фотографии детишек в солдатских бумажниках, - очень душещипательные и напоминающие грамотный ход сценариста мюзиклов.
И очень примечательно обрисованный новый капитан их Staffel, прибывший с Восточного фронта, попытавшийся летать как привык, и напоровшийся на очень сильное удивление камрадов. А в отличие от Востока, на Западе, - оказывается! - было принято беречь себя и противников, не расстреливать лётчиков, спасающихся на парашюте, не ввязываться в неравные схватки, не драться насмерть, если велики шансы сдохнуть.. И все упоминания от прибывших с Восточного фронта доблестных германских вояк - что там не война, а форменная мясорубка.

@темы: авиация, книги

17:15 

Питер Альбано - "Седьмой авианосец"

Как известно, к 1941 году Япония сумела построить, вооружить и ввести в строй шесть авианосцев. Альбано делает своё допущение.
Завязка фантастическая, и это, пожалуй, самое уязвимое место сюжета. 1982 год. Из глухого захолустья в окрестностях Берингова пролива, не замеченный никем, кому следовало бы это заметить, выбирается замурованный во льдах в 1941 году жутко засекреченный и не проходящий ни по каким сохранившимся документам седьмой авианосец Императорского японского военно-морского флота. С живым и дееспособным, хотя изрядно постаревшим экипажем. Имеющий никем не отменённый с декабря 1941 г. приказ - нанести удар по военно-морской базе ВМФ США в Пёрл-Харборе. Интересно, он этот приказ выполнит?
Действительно, интересная задачка по криптоистории. А что, если столкнуть лбами морскую авиацию и авианосец Ямато времён Второй мировой с вооружёнными силами США мирного времени образца 1982 года?

@темы: утопии и антиутопии, книги, авиация

19:58 

де Жоффр

На утренней пересадке в Москве была пара свободных часов. Добрался до Арбата, застал рано проснувшегося букиниста.:) Теперь дочитываю Франсуа де Жоффра "Нормандия-Неман. Воспоминания военного лётчика" (М.:Воениздат, 1960). Перевод, как указано, "с незначительными сокращениями" - и я уже догадываюсь, что там были за сокращения. Оригинал бы ещё добыть, сопоставить...
Об общих впечатлениях от книжки - чуть позже. А пока...Вот чёрта с два советский человек так бы написал! Или... может, и написал бы, но не в Союзе 1950-х годов и отнюдь не четыре года спустя после войны. И уж тем более чёрта с два бы это в Союзе напечатали. Ни дать ни взять, - куртуазная беседа рыцарей после турнира. Впрочем, де Жоффр и есть дворянин, барон, точнее. Не много я их в ХХ веке встречаю и потому никак не могу привыкнуть к дворянскому менталитету в обстановке современности. Это ведь совсем иное восприятие мира и войны, и совсем другое отношение к противнику.
Бывает ли враг бывшим? Цитата из концовки:читать дальше

@темы: на думку пробило, книги, авиация

01:42 

Мотивация:)

Дочитываю воспоминания Валерия Меницкого - шеф-пилота фирмы ОКБ им.А.И.Микояна (это он облётывал МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-33, знаменитую "Спираль"). Много интересного из первых уст, и много в том числе - о наземном и небесном, о межчеловеческом и подковёрном. Позднесоветский и постсоветский период он тоже застал "на фирме", и даже о войне на Балканах "по горячим следам" у него тоже кое-что есть, - в общем, кладезь наблюдений.:) По дарованиям писательским, конечно, его не сравнить с А. Экзюпери, или с А.Покрышкиным, или с М.Галлаем, или с Р.Бахом, но как исторический источник книжка его воспоминаний замечательна.

Много классных эпизодов, познавательных и поучительных, забавных и жутковатых. Вот, к примеру, о поисках потерявшейся при аварии нового истребителя ракеты "воздух-воздух". Изделие секретное и нужное, найти нужно было срочно, а степь большая.
читать дальше


(с) Меницкий В.Е. Моя небесная жизнь: Воспоминания лётчика-испытателя. - М.:Олма-Пресс, 1999. С.441-442.

@настроение: на думку пробило

@темы: авиация, книги, цитаты

04:48 

Читаю старые газеты

Февраль 1914 г., север Пермской губернии. Туман. Мужики едут по просёлочной дороге. Вдруг - вопль, потом ещё один, неизвестно откуда, но доносится почему-то сверху. Пошли на звук - спасать. В поле увидели верёвку - одним концом на земле, другим свисает с неба. Что там наверху - непонятно - туман. Ухватились за верёвку, дёрнули. Вопль повторился. Потянули ещё и вытянули гондолу воздушного шара. В гондоле немец (одна штука) и еврей (одна штука). По-русски говорил один еврей, поэтому на всякий случай мужики его слушать не стали, испытали крестным знамением, скрутили обоих той самой верёвкой, своих ещё добавили, развернулись и отвезли в село, к батюшке.
Святой отец обоих окропил святой водой, освидетельствовал, произвёл первичный допрос и посоветовал отвезти гостей в уезд, к исправнику. Так и поступили.
Гости показали, что три дня назад производили испытательный полёт над Пруссией и попали в сильный ветер. Немец оказался германским подданным и капитаном Генерального штаба. Еврей - российским подданным, жителем Петербурга и явно взят был как переводчик. Оба приносили извинения за незаконное пересечение государственной границы, просили исправить досадную случайность и вернуть их туда, откуда прилетели. Дальше, видимо, обоими занялись компетентные органы (хотя, может, и вернули), и в газетах дополнительных известий о них больше не появлялось.
А через полгода случилась большая война...

(с) "Речь", "Закон и порядок", "Пермские губернские ведомости", февраль-март 1914 г.

@темы: цитаты, дневник наблюдений, авиация

13:41 

"И я заметил в ту ночь то, чего не замечал никогда раньше.
Небо движется, оно течёт постоянно, но никогда не истекает.
И что бы ни случилось, небо всегда с нами.
Небо не подвержено беспокойству и заботам. Мои проблемы для него не существуют, никогда не существовали и никогда не будут существовать.
Непонимание не свойственно небу.
Равно как не свойственна ему и склонность судить.
Оно просто есть.
Оно есть, независимо от того, желаем ли мы признать это как факт или же предпочитаем похоронить себя заживо под тысячемильной толщей земли. Или ещё глубже - под непроницаемой крышей тупой рутины и бездумных распорядков."

(c) Ричард Бах. "Дар крыльев".

@темы: цитаты, книги, авиация

13:47 

Марк Галлай "Испытано в небе"

Воспоминания и рассказы лётчика-испытателя.
"Настоящий лётчик-испытатель должен без каких-либо усилий летать на всём, что может летать, и с некоторым напряжением - на том, что в принципе летать не может.":)
Известен тем, что облетал практически все типы советских и зарубежных летательных аппаратов своего времени, от поршневых до реактивных, от "летающей тарелки" до "летающих крепостей". Летом 1941 года, когда уже нечем и некем было защищать столицу с воздуха, из лётчиков-испытателей сформировали отдельную эскадрилью ПВО Московского военного округа, - только они умели летать на новейших и редчайших к тому времени истребителях МиГ-1, и только они умели летать в ночное время..Целые два месяца небо над ночной Москвой "держала" эта единственная эскадрилья. Галлай был первым, кто взлетел тогда в боевой вылет, и первым, кто в этом вылете сбил "Хейнкель-111".
Очень много, и на примерах из личного опыта - о ремесле лётчика, об искусстве испытателя, о характере и расчёте, о везении и неудаче - и о том, на чём они основаны. Галлай - думающий лётчик. Мало кто, оказавшись вне пилотской кабины, остаётся в авиации уже как профи-доктор технических наук и эксперт международного уровня по вопросам авиации.

@темы: книги, авиация

13:58 

Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев -"Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне "

Кто бы мог подумать, что даже знаменитый советский лётчик-испытатель Анохин в своё время в белом Крыму отметился! Действительно, исследование с большим интересом к предмету, разбором доступных источников и с большим знанием дела.
Заключение довольно аналитично, жёстко, но обосновано. Действительно, ко времени гражданской войны от русской авиации остались слёзы. Но остались и лётчики. Впрочем, эти слёзы могли летать. "На честном слове и на одном крыле"...

@темы: книги, авиация

14:18 

Франсиско Мероньо Пельисер
«"No pasaran! Они не пройдут!" Воспоминания испанского летчика-истребителя»

Доброволец, воевавший в рядах советской авиации во время Великой Отечественной войны. Много любопытных деталей, в том числе и бытовых.
Например, о том, как однажды порадовал русских друзей национальным испанским блюдом. Пол-вечера пришлось повозиться, но оно того стоило. Блюдо ушло влёт - и так, и под закусь, хвалили все, кто набился в гости. Дёрнула же нелёгкая хозяйку выйти на задний двор и завопить, увидев лягушачьи шкурки:D

@темы: авиация, книги

16:34 

Союзники:)

Роальд Даль (1916-1990) "Полёты в одиночку"(«Going solo»). См.: lib.rus.ec/b/371646/read
Книга воспоминаний британского лётчика-истребителя, который в то время ещё не стал знаменитым писателем. Время повествования - 1939-1941 гг. На 1939 г. Р.Даль работал в компании "Шелл" в британской Африке (нынешняя Танзания), затем поступил в авиационную школу, после выпуска участвовал в воздушных боях в Греции, Ливии, Сирии. Летал на "Харрикейне". По его словам, до списания из-за травмы сбил 5 самолётов противника (4 немцев и 1 француза).
Написано увлекательно и с юмором - даже о болезненных для автора моментах. Бардака и неразберихи хватало и в доблестной британской армии, особенно когда она терпела поражения.:D Много занимательных деталей.

Из того, что бросилось в глаза помимо лётной тематики:
Даль пишет: читать дальше

Из цитаты следует, что вишистские войска на Востоке против англичан и проанглийской "Свободной Франции" воевали. Точнее, англичане воевали против вишистов. Подозреваю, что причина была не только в мерзком Гитлере, после поражения которому Франция вышла из войны (впрочем, воспоминания о французах-добровольцах в рядах вермахта и SS Достику попадались), но и во французских колониях и подмандатных территориях, которые британцы под шумок решили прибрать к рукам..Разумеется, из чисто военных соображений.;)

@темы: цитаты, книги, авиация

21:30 

warfly.ru/ - аэрофотосъёмка городов Восточной Европы и западной части СССР времён Второй мировой войны (в основном немецкая, с самолётов-разведчиков). Аж до Уфы долетали..

@темы: авиация, фото, цитаты

16:55 

По поводу многозначных громких побед асов люфтваффе - вспомнилось наблюдение наркома А.И.Шахурина о приёмке свежевыпущенной техники фронтовыми лётчиками. Время воспоминания - лето 1942 г., Сталинградская битва. Нарком лично сопровождал выпущенную и облётанную заводскими испытателями технику (предыдущие две страницы - как раз описание сложностей и тонкостей этого процесса), логично, что захотел посмотреть, в какие руки эти машины попадут.:

«читать дальше
Дело налаживается. Отправляем самолёты своим ходом на ближайший военный аэродром. На самолёте У-2 лечу на этот аэродром, хочу своими глазами увидеть, кому мы вручаем самолёты.
Лейтенантов среди лётчиков не вижу, только сержанты. Спрашиваю:
— Какой налёт имеете на боевых самолётах? Отвечают:
— Полтора-два часа, и то чаще всего на старых самолётах, редко кто летал на новых.
Спрашиваю у командиров:
— Как будет происходить освоение новой материальной части?

— Теорию им объяснили во время учебы, познакомили и с особенностями самолетов, ну а здесь даём один-два полёта и потом — на Сталинград. Время не ждёт.

Прокомментировать этот эпизод в печатной версии воспоминаний Шахурин может только одной фразой (потому как - что тут ещё скажешь):
Воевали молодые лётчики беззаветно, помогая сталинградцам отстаивать город, уничтожая вражескую технику в воздухе и на земле.»


(с) Шахурин А.И. Крылья победы. — 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1990
См.: militera.lib.ru/memo/russian/shahurin/07.html

@темы: цитаты, книги, авиация

22:32 

Лётчики бывают разные. Вот легендарный Михаил Михайлович Громов - редкостный педант. Ну прям-таки Макс;). Отъявленный, можно сказать. И по отзывам товарищей, и по его собственным текстам. Лётчик-испытатель, максимально чисто облетавший десятки новых машин. Сам себе прибор, точный и не ломающийся. Отступить от плана - грех; нарушить распорядок - великий грех; даже порода собак, которая живёт дома - только фоксы. Умер фокс - появился фокс-щенок. Средний срок жизни фокса - пятнадцать лет; когда после похорон старого пса старый уже Громов понял, что вряд ли проживёт столько - нового фокса брать не стал. Ибо негоже псу привыкать к другому человеку..
С огорчением и с сочувствием пишет про своего старшего товарища - из-за собственного педантизма рассорившегося с внуками-домочадцами: их, конечно, можно понять, но, с другой стороны - их бы за штурвал - и они бы до не то что своих лет, а до совершеннолетия не дожили, потому что небо раздолбайства и ошибок не прощает. А дедуля-педант, пишет Громов (не о себе, понятно:)) - летал до последней медкомиссии, и дожил до восьмидесяти с гаком. Впрочем, и Громов дожил.:)

А вот, например, не менее легендарный (а даже более:)) Валерий Павлович Чкалов. Отъявленный воздушный хулиган, чихать хотевший на наставления, запреты, приказы и проч. и проч. - притом обаяшка, любимый всей страной. Когда выронил случайно в поезде перчатку - шикарную, дорогую, сделанную по спецзаказу, - тут же, не моргнув глазом, выкинул вторую: пусть кому-то повезёт, найдётся пара.:) Отнюдь не дурак. Свой пролёт под мостом - заранее тренировал и рассчитывал, и когда понял, что эффектная задумка возможна - чихать ему было на инструкции .Ну Гекслик же.:)
Только и Громов знал, о чём говорит.

@темы: на думку пробило, книги, авиация

21:43 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
05:35 

Ещё о гремлинах:)

«- Сэээр? – робко напомнили от входа о себе.
- Да, Йен, входи! - дернулся полковник. И поднял глаза на вошедшего офицера. – Что случилось?
- Тут такое дело, сэр… - замялся лейтенант Флеминг. Вы же в курсе, с какой задачей, я был сюда направлен?
- Нет, Йен, я страдаю плохой памятью, – обычно полковник Джемпер не позволял себе подобной бестактности. Но эта жара…. – Но про Вашу задачу я отлично помню!
- Так вот, сэр! Я как раз по поводу расследования.
- Вы все-таки поймали саботажников? – подался вперед полковник.
- Нет, – с сожалением ответил Йен. – Увы, не удалось. Но камеры все же зафиксировали виновников.
- Коммунисты?! Я не потерплю у себя в части ни одного грязного большевика!
- Боюсь, сэр, они слишком маленькие для большевиков.
- Мне глубоко плевать, Йен, большевики это или ирландцы откручивают гайки от моих любимых самолетов! Всю эту нечисть надо выжигать под корень!
- Кстати, о нечисти. Будете смеяться, сэр, но, скорее всего, это и есть нечистая сила…
- Что?! – полковник выразительно покрутил пальцем у виска. – Лейтенант, я понимаю, что жара плохо действует на нормальных людей. Но все же - не стоит вслух выражать идеи, больше достойные не выпускника Итона, а пациента Бедлама?
Лейтенант дернул уголком рта.
- Сэр, во времена Королевы-Девственницы я вызвал бы Вас на дуэль. Но мы живем во времена Чемберлена, и я все же предложу пройти ко мне. И лично убедиться в правоте слов выпускника Итона. Знаете, ведь фотоаппараты с наших разведчиков можно применять не только для съемки большевистских нефтяных промыслов, но и для освещения других, более насущных проблем…»


(с) Михаил Рагимов. Рассказ написан в соавторстве со >Станиславом Друзьяком
См.: irkuem.livejournal.com/172157.html

@темы: книги, авиация, цитаты

16:32 

"После сборки доработать напильником":)

Брикхилл довольно живо написал об истории знаменитой 617-й бомбардировочной эскадрильи Королевских ВВС, "Разрушителей дамб", — популярная книжка на основе документов и воспоминаний участников. С занимательными подробностями из жизни английской военной бюрократии и личного состава Royal Air Forces.:)
Таки да, тут явно не могло обойтись без гремлинов:laugh:

«1 июня 1944 г. специалисты "Авро" начали устанавливать новые автопилоты, готовя эскадрилью к D-дню. Наконец Никки Нилан узнал, почему его злосчастный «R Роджер» летал, как кусок свинца. Они обнаружили, что его самолёту требуются более длинные тросы управления. Начав разбираться, почему это так, специалисты обнаружили, что на этом самолёте при сборке рули высоты были установлены верхней стороной вниз.
А Нилан летал на этом самолёте несколько месяцев! После этого Чешир сказал:
— Только ты да господь Бог знают, как это тебе удавалось.
— Только не я, ca-аp, — ответил Нилан с неподражаемым американским акцентом. — Один Бог. Лично я не знаю.
Так или иначе, но неисправность устранили, однако ещё долго-долго «R Роджер» внушал страх своему экипажу.»

:facepalm:

(с)Брикхилл П., Баркер Р. Убийцы кораблей. Затопить Германию! / Пер. с англ. А.Г. Больных. — М.:Издательство ACT, 2001. С.236.
Оригинал: Brickhill P. The Dam Busters. London: Pan Books, 1955
См.: militera.lib.ru/h/brikhill/15.html

@темы: цитаты, книги, авиация

17:14 

«Когда Господь наводил порядок на земле, авиация была в воздухе»(с)


«Если вместо боевых вылетов идут только тренировочные, напряжение ослабевает, и казармы становятся почти домом. Жена Чешира, бывшая актриса Констанс Бинни, прекрасно играла на пианино. После обеда экипажи собирались вокруг неё и пели хором.

По казармам шаталось несколько собак. Один скотч-терьер привык выпрыгивать из темной комнаты и хватать проходящего за ноги. Любимым занятием мальчишек [а кем ещё можно назвать 20-22-летних офицеров-лётчиков? - G.] стало подделываться под него. Однажды Никки Нилан увидел, что МакКарти поднимается по лестнице. Он лёг на живот в темной комнате и принялся ждать. Нилан услышал шаги на лестнице, увидел ноги и выскочил из комнаты с рычанием, схватив ближайшую лодыжку зубами. С ухмылкой Нилан посмотрел наверх... и тут же ухмылка завяла. МакКарти куда-то делся, и Нилан увидел незнакомого подполковника, ошалело глядящего на него. Подполковник потряс головой и ушёл. Все его худшие подозрения в отношении американцев оправдались.»


и так далее. Ну дети же:)

См.: militera.lib.ru/h/brikhill/index.html

@темы: цитаты, книги, авиация

17:21 

Логично:)

Брикхилл - о полевых испытаниях новой 6-тонной авиабомбы:

«В Эшли Уок «толлбой» с холостым зарядом был сброшен с высоты 20 000 футов и ушёл в землю почти на 90 футов. Это было почти достаточно для создания эффекта камуфлета, который Уоллис планировал для бомб, сброшенных с высоты 40 000 футов. И этого почти наверняка хватило бы для возникновения приличного землетрясения.
Пришёл день, когда сбросили первую «живую» бомбу [снаряженную ВВ - G.]. На полигоне в землю была закопана камера, которая всё это снимала. Возникли некоторые споры, куда именно следует её поместить. Победила логичная, но немного циничная точка зрения, что самым безопасным местом будет центр мишени.»


(с)Brickhill P. The Dam Busters. London: Pan Books, 1955
Брикхилл П., Баркер Р. Убийцы кораблей. Затопить Германию! / Пер. с англ. А.Г. Больных. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
См.: militera.lib.ru/h/brikhill/13.html

@темы: цитаты, книги, авиация

Госпиталь кающейся Магдалины:)

главная