Отрывок из Я.М.Сенькина-Толстого. Навеяно ночными прогулками по болотам.
"Слева от дороги у Лудоней на сотни квадратных километров (площадью с пол-Люксембурга), раскинулось болото - Перегрёбская Гладь . Это настоящая топь, место страшное, непролазное, словом, не перейти его, не переехать, не пере…
(Тут сделаю небольшое топонимическое отступление. читать дальше
Стоит ли и говорить, что в этом «северном Люксембурге» множество совершенно неисследованных и таинственных мест, куда не ступала (или, может быть, не вступала?) нога человека, ступившая, как известно, даже на Эверест и Луну… Так, на протяжении веков каждое лето, в день солнцестояния, жители окрестных деревень слышали леденящий кровь трубный рёв, идущий с небес, а вечерами видели над болотами слабые огненные сполохи. Как только раздавался этот страшный рёв, все местные мужики тотчас падали как подкошенные там, где их застал сей небесный глас, они теряли силы, мучились смертельной тоской, плакали и лежали недвижимо, застигнутые нежданным несчастьем. Учёные теперь называют это редкое явление «недугом уладов», которым с незапамятных времен страдал древнейший народ мегалитов, живший в Восточной части Прибалтики. Родственникам несчастных приходилось тащить их домой за руки и за ноги или везти на лошадях. Примечательно, что на баб и ребятишек небесный вопль не действовал, поэтому мужчин несправедливо обвиняли в чрезмерном употреблении горячительных напитков. То, что среди мужиков, внезапно утративших силы в самые горячие сенокосные дни, действительно, во множестве попадались пьяные, грубо искажало истинную картину происходящего . В конце концов, жители постепенно покинули эти опасные места, так что вокруг Перегрёбской Глади селений ныне не осталось.
Между тем, из эпоса известна истинная причина «недуга уладов»: раз в году, в облаках, на невидимой с земли высоте, происходит битва (или, сказать попросту, драка) двух драконов за господство над описываемой местностью. Подобная гипотеза подтверждалась странными находками в близлежащих болотах. Там обнаруживали огромные, рваные и смердящие куски мяса с остатками грубой, похожей на змеиную, кожи. Ошмётки этого самого Фафнера напоминали обломки американского самолета-шпиона «У-2», сбитого в середине прошлого века нашими доблестными ракетчиками, если бы не найденная в отдалении голова, похожая на голову чудовищного кузнечика с вытекшими глазами.
То, что драконы могли существовать в глубине Перегрёбской Глади и вызывать у человека horror draconis – факт вполне доказуемый. Теперь наука, хоть и со скрипом, но признаёт, что у некоторых видов земноводных могли существовать (уже в историческую эпоху) не только крылья – кожные перепонки (подобные были у различных доисторических птерозавров, птеродактилей, птеранодонов и рамфоринхахов), но и особые железы, вырабатывающие горючий газ или жидкую (возможно – сероводородную) смесь. Упомянутая субстанция в момент особого раздражения животного вспыхивала из-за повышения температуры его тела .
Сразу же, истины ради, отмечу, что здесь приведена лишь одна из версий происхождения огня у драконов. Ряд учёных полагает, что «огнедышание» связано с тем, что в железистых клетках животного синтезировались жидкие непредельные углеводороды (вроде бензина), затем они накапливались в резервуаре – защёчном мешке с мощной мускулатурой. Резкое сокращение этого защёчного мешка приводило к выбросу струи углеводородов. Воспламеняясь при соприкосновении с кислородом воздуха, струи служили дракону орудием защиты и нападения. Кстати, драконы первоначально были травоядны, что отражено в китайской пословице – «Оставь драконам цветы» (аналог – «Кесарю-кесарево»).
В научной среде ведутся нескончаемые споры и о причинах многоголовья драконов. Кажется, что всё-таки правы те исследователи, которые утверждают, что накопление углеводородов в защёчной железе и их сгорание приводит к выделению большого количества канцерогенных и мутагенных веществ. Если первые приводят к раку легких и гортани (ведь не каждый курильщик знает, что главный вред от курения – как раз в наличии таких веществ в продукте сгорания табака, а не собственно в никотине), то вторые вещества влияют на половые клетки животного и вызывают мутацию, одной из которой является многоголовость. Этот эффект заметен на последствиях чернобольской аварии среди местных животных и насекомых (двух- и трехголовые крысы, овцы, мухи…).
Сообщения о таких устрашающих небесных объектах часто попадаются в русских летописях. Так, в летописи 1091 года упомянуто, что во время охоты князя Всеволода «спаде превелик змей с небеси, ужаснулися все люди. И в то же время земля стукнула и это все слышали». Из летописи 1411 года известно, что к вечеру 8 декабря «пролетел по небу, дыша огнем, змей велик и зело страшен. Летел он от востока к западу и как заря светился. И зрили его князь Василий Михайлович и бояре, и люди по всем селам…, и видели его одновременно». Наконец, уже в более поздние времена, в 1719 году, из Арзамаса пришло доношение комиссара Василия Штыкова, в котором сказано, что во время страшной бури «упал с неба змий, Божьим чудом опаленный, и смердил зело отвратно». Попытка доставить его в петербургскую Кунсткамеру не удалась – стояла жара и труп чудища быстро разложился.
В наше время страшные крики с небес неба прекратились (или, может быть, их уже некому слышать в глухих, пустынных местах?), и с летних безмятежных небес иной раз раздается только хлопок двигателя самолета, проходящего звуковой барьер… Но это явно не «У-2». "