Дочитываю воспоминания Валерия Меницкого - шеф-пилота фирмы ОКБ им.А.И.Микояна (это он облётывал МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-33, знаменитую "Спираль"). Много интересного из первых уст, и много в том числе - о наземном и небесном, о межчеловеческом и подковёрном. Позднесоветский и постсоветский период он тоже застал "на фирме", и даже о войне на Балканах "по горячим следам" у него тоже кое-что есть, - в общем, кладезь наблюдений. По дарованиям писательским, конечно, его не сравнить с А. Экзюпери, или с А.Покрышкиным, или с М.Галлаем, или с Р.Бахом, но как исторический источник книжка его воспоминаний замечательна.
Много классных эпизодов, познавательных и поучительных, забавных и жутковатых. Вот, к примеру, о поисках потерявшейся при аварии нового истребителя ракеты "воздух-воздух". Изделие секретное и нужное, найти нужно было срочно, а степь большая.
читать дальше
"(...)Но вернёмся к ракете, которую никак не могли найти. Гена (ведущий инженер испытаний Геннадий М. - G.) вообще был парнем предприимчивым, мог и умел организовать работу, словом, был руководителем современного склада. И после наших безуспешных поисков предложил:
-Давайте я ещё раз облечу район. Дайте мне только пару солдатиков, и я вам её привезу целиком или по кусочкам.
И полетел. Облетел несколько близлежащих колхозов в степях, опрашивая людей. Они никак не реагировали. Тогда М. вызвал одного из председателей колхозов, а председатель - это своего рода вожак местных степных людей, и сказал ему:
-Если через два часа изделие, которое мы потеряли, вы не вернёте, то в 15.00 солдаты оцепят район - вот канистры с бензином - и подожгут степь и деревни. И пусть ваши колхозники живут где хотят.
Приём, конечно, был иезуитским. Понятно, что Гена бы ничего из обещанного не сделал. Но ситуация у него складывалась критическая. Ведь он был ведущим инженером на этой машине, ракету надо было найти во что бы то ни стало, и от него требовалось принять решение. И тогда М. пригрозил, сам толком не надеясь на какой-либо эффект. Думаю, эту угрозу, конечно, неосуществимую, подсказал ему кто-то из военных.
Тем не менее через час около вертолёта выросла огромная куча различных изделий. Там были пилоны, старые модели ракет, их оперение, бомбы - чего только не было. Наверное, всё, что упало в округе начиная с 1950-х годов. Среди прочего в этой куче обнаружилась и часть нашей ракеты. Иными словами, устрашающий эффект сработал мгновенно. А уговоры "аборигенов", длившиеся в течение целой недели, проповеди о том, что это необходимо лётчикам для предотвращения катастроф, что речь идёт о жизни людей, никакого воздействия на степных жителей не произвели. Как не произвели бы они никакого воздействия и на любого русского человека.
Бог дал нам такой характер и веками испытывал его на прочность. Но он дал нам его не для того, чтобы мы смирились со своими, мягко говоря, негативными чертами. А для того, чтобы всю свою сознательную жизнь боролись с ними".(с) Меницкий В.Е. Моя небесная жизнь: Воспоминания лётчика-испытателя. - М.:Олма-Пресс, 1999. С.441-442.