Ноябрь 1914 г., Восточная Пруссия:
«"Накануне боя произошёл следующий трагикомический эпизод. Когда я проходил по Таурогену, меня остановил какой-то тип и шёпотом стал говорить: "Ради Бога, спрячьте меня куда-нибудь на сутки. Я - секретный агент штаба Ковенской крепости и завтра должен пройти в Тильзит. А здесь за мной стали следить какие-то люди, сейчас они куда-то скрылись. Может быть, это германские агенты, и я боюсь, что они меня проследят". Я подозвал уральского казака из конвойной сотни и приказал ему взять этого господина в свое помещение (где стояло пять казаков) и никуда его впредь без моего разрешения не пускать. Придя в штаб, приказал адъютанту проверить этого типа. Из всех документов у него оказалась всего-навсего визитная карточка одного из военных Ковенских начальников, в которой было написано, что все военные и гражданские власти приглашаются оказывать указанному лицу всяческое содействие. Так как этого для нас было, конечно, мало, я послал начальнику Ковенской крепости запрос, выслан ли его штабом такой-то агент, и какие его особенные приметы.
Вечером, проходя мимо позиций, где сидел этот агент с казаками, я вдруг увидел трёх уральцев, выскочивших из избы. Они чуть не сбили меня в темноте с ног. дальнейшее может вас напугать Когда я спросил, с чего они так ошалели, один из них ответил, что этот агент, очевидно, "знается с нечистым", и они боятся спать с ним под одной крышей, так как он грозится вынуть у них глаза! Что за ерунда! Я заскочил в избу и увидел агента, которого держал за руки, прижав коленом грудь, урядник.
"Ради Бога, господин полковник, прикажите ему отпустить меня", - простонал агент. Урядник, отпустив из своих рабочих рук щупленького агента, доложил мне следующее. Когда все стали готовиться спать, агент сказал казакам: "Ну, братцы, спать пора. Надо глазам отдых дать. Вот я сперва выну свои глаза, а потом и вам повынимаю, заверну их в тряпочку, пусть до утра и они отдохнут!" Сказав это, агент, взявшись одной рукой за веко, другой и в самом деле вынул правый глаз и завернул его в тряпочку. Потом протянул руку к уряднику со словами: "Ну, а теперь по старшинству. Давай я тебе глаз выну, а потом и другим, а после выну себе второй глаз, и мирно заснём!" Тогда три казака бросились вон из избы, а урядник повалил агента и стал его бить, обещая задушить. Хорошо, что я случайно в это время проходил мимо.
Выругав агента за неуместные шутки, пристыдив казаков за трусость и объяснив им, что у агента, очевидно, глаз вставной, стеклянный, и что он просто хотел пошутить, я пошёл в штаб, где меня ожидала телеграмма начальника Ковенской крепости. Телеграмма извещала, что таковой агент действительно выслан с важным поручением, и его особые приметы - вставной правый глаз, в чём я уже и сам убедился."»(с) Воспоминания генерала Сергея Яковлевича Гребенщикова. - Симферополь: Н.Орiанда, 2009. С.104-105.