«— Почему "Краткий курс истории ВКП(б)" до сих пор заканчивается 1937 годом? Что, после этого ничего не происходило?
— Ну почему же. Вы "Краткий курс" сами-то читали? На последней странице чёрным по белому написано: "Конец"»
(с) анекдот 1950-х гг.


Б.Франклин замечает, что колонисты-сектанты в Новом Свете сплошь и рядом, выстраивая новую жизнь в соответствии с нормами своей веры, сталкиваются с проблемой - практика жизни входит в противоречие с религиозной концепцией. Гернгутеры уезжали из Европы, т.к. считали грехом брать в руки оружие. Но в Пенсильвании их целыми деревнями вырезали индейцы; гернгутерам пришлось укрепить свои поселения, вооружиться и организовывать оборону. Квакеры по той же самой причине прибегали к самым разным ухищрениям, чтобы обеспечить выживание, одновременно не нарушив собственных религиозных принципов. Благоразумнее, на его взгляд, поступила секта, решившая не печатать "своё Писание".

«читать дальше Я познакомился с одним из ее основателей, Майклом Уэлфаром, вскоре после ее возникновения. Он жаловался мне, что на них грубо клевещут фанатики других убеждений и обвиняют их в отвратительных действиях и принципах, которые им совершенно чужды. Я сказал ему, что так всегда бывает с новыми сектами и что для прекращения подобных обвинений, мне кажется, им надо было бы опубликовать принципы своего верования и правила своей дисциплины.

Он сказал, что у них уже выдвигалось такое предложение, но его отвергли по следующей причине: «Когда мы впервые объединились в общество, – сказал он, – Богу было угодно просветить наши умы, и мы увидели, что некоторые доктрины, считавшиеся правильными, являются заблуждением, а другие, которые мы считали заблуждением, являются истинной правдой. Ему было угодно время от времени ещё просвещать нас, и наши принципы совершенствовались, а наши заблуждения уменьшались. Теперь мы не уверены, что находимся в конце этого пути и достигли полного совершенства духовного или теологического знания, и мы опасаемся, что если мы опубликуем наше вероисповедание, то будем чувствовать себя как бы связанными и ограниченными им и, наверное, не пожелаем дальнейшего совершенствования, а наши потомки тем более не пожелают этого, ибо будут считать то, что сделали их предки и основатели секты, чем-то священным и неизменным».

Вероятно, такая скромность со стороны секты является единственным примером в истории человечества, ибо каждая секта считает, что она обладает всей полнотой истины, а все остальные, отличающиеся от нее, всецело погрязли в заблуждениях. Их можно сравнить с человеком, путешествующим в туманную погоду: людей на некотором расстоянии перед собой он видит в тумане, а также всех, кто идет сзади и по сторонам; но вокруг себя он видит на небольшом расстоянии ясно, хотя в действительности он, так же как и все, окутан туманом. »


(с) Бенджамен Франклин "Моя жизнь"
См.:www.flibusta.net/b/359578/read