"Black Swan"/"Чёрный лебедь" (режиссёр Даррен Аронофски, 2010)
www.kinopoisk.ru/film/278273/
читать дальшеСюжет из жизни балерины, но фильм не только и не столько о балете. Остаётся смутное ощущение того, что львиная доля происходящего имеет место внутри персонажей, а не снаружи. Ещё немного затрудняла восприятие дурная привычка пытаться отличить происходящее в фильме от режиссёрских задумок, метафор сценария и страшных глюков персонажа, испытывающего мысли и входящего в образ.
Но снято хорошо.
Нина (героиня Натали Портман) - балерина-Досточка, тихая и старательная мамина дочка (мамочка, сама бывшая балерина, похоже, Штирка), и очень хочет танцевать приму в "Лебедином озере" постановки местного гения Лероя (Гамлета), но боится и стесняется, ибо a) считает, что не достаточно совершенна (и тренируется до травм и до полуночи, когда техники просто отключают свет в зале); b) примами у Лероя становятся через постель Лероя, а вакантное место занято.
Случается чудо - Лерой назначает её примой. Но в постановке прима должна быть не только нежной и трепетной Белой лебедью (что у Нины как раз получается прекрасно), но и её полной противоположностью - обвораживающей и коварной Чёрной лебедью, каковая отбивает у беленькой главного персонажа.
"Единственный человек, стоящий на твоём пути, — это ты", - внятно говорит ей Лерой, и так оно, собственно, и есть. Обернуться Чёрным Лебедем Досточка по определению не может, и тем не менее с некоторых минут фильма в зеркало на неё начинает поглядывать дева с совершенно другими глазами, вгоняющая своими поступками в шок коллег и окружающих, а за лопатками начинает изнурительно чесаться...
Злой и деспотичный режиссёр Лерой на деле никого не утащил в постель помимо воли; напротив, довольно расчётливо старался "расковать" эту ходячую недвижимость с глазами оленёнка Бэмби. Оторва-Джечка Лили, вроде как соперница за роль, напротив, в силу собственного разумения пытается с Досточкой подружиться и заступается за неё перед Лероем. Зато предыдущая прима-Гамлетка после разговора с Досточкой совершенно случайно заполучает открытый перелом обеих ног, после второго - полосует себе лицо пилочкой для ногтей, принесённой сердобольною Досточкой. Мама-Штирка, пытавшаяся по привычке не пустить приболевшую хрупкую Досточку на премьеру, осталась за дверью со сломанной кистью левой руки. Ну и, собственно, танцевать премьеру Досточка выходит, спрятав в гримёрной тело конкурентки-подружки Лили и старательно подоткнув полотенцем щель между дверью и полом, потому что кровь оттуда подтекает уж слишком обильно..