понедельник, 06 апреля 2015
Из того же интервью с Б.Н.Ковалёвым:
«В архиве Воронежа я обнаружил один эпизод, характеризующий стоявших там румынских солдат. Наши партизаны наладились покупать у них оружие — за золото. Все довольны. Потом из партизанского отряда приходит информация, что нужно много оружия — и, соответственно, вопрос румынам: «Есть ли у вас столько?» Ответ: «А есть ли у вас много золота?» Закончилось тем, что наши товарищи, которые помнили НЭП, сказали румынскому партнёру: «А тебе не кажется, дорогой, что мы покупатели постоянные, честные и оптовые — и за это полагается скидка?». Короче, партизаны выторговали у румына хорошую скидку, и тот поставил — судя по партизанским документам — очень неплохую партию оружия.»«В чём, на ваш взгляд, основная разница между испанским и немецким солдатом на Восточном фронте?
— Как ехидно писал немецкий генерал Гальдер, «если вы увидите немецкого солдата небритого, с расстёгнутой гимнастеркой и выпившего, не торопитесь его арестовывать — скорее всего, это испанский герой». Я читал различные инструкции вермахта по поводу особенностей поведения испанцев — например, о том, что они штаны заправляют в носки. И воруют — причём больше у немцев, чем у местного населения, по той простой причине, что у немцев можно больше украсть. Есть рапорты о том, как испанцы сперли у немцев походный сортир, чтобы пустить его на дрова, или обокрали немецких медсестер — все вещи вынесли…
Да и у наших граждан, побывавших в зоне испанской оккупации, мнение в целом такое: «Почти не грабили, в основном воровали». Во всём этом видится элемент некоего пусть извращённого, но уважения к жертве, к её изначальным правам на имущество — мол, не отворачивайтесь, и всё будет в порядке. Если же говорить о немцах, финнах, эстонцах, латышах — здесь такого сентимента из серии «это всё же ваша вещь» даже не просматривается: приходят и берут.
Отмечены случаи, когда испанцы делились наворованным с местными жителями — в том числе и тем, что сперли у немцев. В мемуарах известной коллаборационистки Лидии Осиповой есть такой эпизод: испанский офицер со своим денщиком приходит на приём к бургомистру Павловска, денщик ворует у жены бургомистра французские духи — от чего она, понятно, впадает в полную прострацию, ибо это сверхдефицит. А потом на улице денщик дарит эти духи первой встречной девушке.
— Но румыны, к примеру, всё равно воровали больше?
— Сложный вопрос. В архиве Воронежа я обнаружил один эпизод, характеризующий стоявших там румынских солдат. Наши партизаны наладились покупать у них оружие — за золото. Все довольны. Потом из партизанского отряда приходит информация, что нужно много оружия — и, соответственно, вопрос румынам: «Есть ли у вас столько?» Ответ: «А есть ли у вас много золота?» Закончилось тем, что наши товарищи, которые помнили НЭП, сказали румынскому партнеру: «А тебе не кажется, дорогой, что мы покупатели постоянные, честные и оптовые — и за это полагается скидка?» Короче, партизаны выторговали у румына хорошую скидку, и тот поставил — судя по партизанским документам — очень неплохую партию оружия.
Так вот, ничего подобного по испанским солдатам я сказать не могу. Откровенно небрежное отношение к оружию, кобелирование с нашими девушками — безусловно, да. Но настолько предприимчивого духа у испанцев не было.»См.:
lenta.ru/articles/2015/03/28/division/
@темы:
цитаты